Национальный исторический музей Республики Беларусь



«ЧЕРЕЗ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ»

  • 06.12.2018
«ЧЕРЕЗ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ»

Тематическая ретроспектива,

посвященная 90-летию основания белорусской киностудии

 

7 декабря (пятница) в 15-00

ДО ЗАВТРА! СССР (Белгоскино), 1929, ч/б, 64 мин., немой.

Реж. Юрий Тарич. В ролях: Роза Свердлова, Георгий Самойлов, Леонид Данилов, Клавдия Чебышева, Николай Прозоровский, Николай Витовтов.

Одна  из  лучший  социальных драм своего времени,которую зрители-современники нередко встречали овациями. Кинематографическая культура авторов, высокий класс актерской работы, разнообразная художественная палитра (реалистический показ переплетается с аллегорически-метафорическим), динамичный сюжет сочетаются здесь со злободневной проблематикой – протестом против унизительного отношения к человеческому и национальному достоинству белоруса (учащихся белорусской гимназии в Западной Беларуси, входившей тогда в состав Польши), сатирическими зарисовками «закордонья».

Фильм снят в период, когда созданная в 1928 году киностудия художественных фильмов «Савецкая Беларусь» находилась в Ленинграде, в переоборудованном здании бывшего театра «Кривое зеркало» на канале Грибоедова.

 

7 декабря (пятница) в 18-30

ИСКАТЕЛИ СЧАСТЬЯ. СССР, 1936, ч/б, 81 мин.

Сцен. Григорий Кобец. Реж. Владимир Корш-Саблин. В ролях: Мария Блюменталь-Тамарина, Владимир Зускин, Леонид Шмидт.

Знаменитая социально-бытовая драма середины 1930-х гг. о буднях евреев-переселенцев, которые приезжают в Советский Союз после долгих скитаний в надежде обрести счастливое будущее в автономной республике Биробиджан. Несмотря на достаточно условный сюжет, картина привлекает сочным юмором, выразительными зарисовками еврейского быта, колоритными персонажами. Но главная заслуга в создании образа новой жизни принадлежит композитору Исааку Дунаевскому. Широко и искусно использовав еврейские и национальные мелодии, он написал несколько превосходных песен и танцев, веселых и трогательных, сердечных и шутливых. 

Фильм снят в период, когда созданная в 1928 году (в качестве структурного подразделения треста «Белгоскино») киностудия художественных фильмов «Савецкая Беларусь» находилась в Ленинграде, в переоборудованном здании бывшего театра «Кривое зеркало» на канале Грибоедова.

 

11 декабря (вторник) в 15-00 и 18-30

МОЯ  ЛЮБОВЬ. СССР, 1940, ч/б, 81 мин.

Реж. Владимир Корш-Саблин. В ролях: Лидия Смирнова,  Владимир Чобур, Иван Переверзев.

Одна из самых востребованных (не в последнюю очередь благодаря песням на музыку популярнейшего композитора второй половины ХХ века Исаака Дунаевского), не сходившая с экранов страны почти 30 лет лирическая комедия, которую только в 1940 г. посмотрело 19,2 млн. зрителей. Снятая в русле наметившейся в этом жанре на рубеже 1940-х гг. тенденции к безмятежному благополучию и обильному использованию атрибутов «красивой» жизни («Сердца четырех», «Антон Иванович сердится») как в популярных зарубежных аналогах она по сути является римейком германо-венгерской картины 1934 г. «Маленькая мама». Все это (в сочетании с музыкальной основой) и превратило ленту в действенное средство отдохновения для нескольких поколений советских граждан. Дебют на экране сразу «проснувшейся знаменитой», так сказать, во всесоюзном масштабе Л.Смирновой (до которой и спустя много лет после премьеры исправно доходили письма от восторженных поклонниц с надписью на конверте «В Москву, Шурочке»), а также не менее известного впоследствии И.Переверзева.

Могилевское шоссе, 10 – первый адрес киностудии «Савецкая Беларусь» в Минске (территория нынешнего мотовелозавода), где она обосновалась в 1939 году.

 

14 декабря (пятница) в 15-00

ДЕВОЧКА ИЩЕТ ОТЦА. СССР («Беларусьфильм»), 1959, 87 мин.

Сцен. Константин Губаревич. Реж. Лев Голуб. В ролях: Анна Каменкова, Володя Гуськов, Николай Бармин, Владимир Дорофеев, Анна Егорова, Борис Кудрявцев.

Детский приключенческий фильм по одноимённой пьесе Евгения Рысса о судьбе оставшейся без матери в годы войны маленькой девочки, которой благодаря помощи отзывчивых белорусов удается таки миновать череду смертельных опасностей. Вершина творчества Л. Голуба, где наиболее ярко проявились характерные черты его стиля – умение соединять занимательность внешнего действия, романтическую возвышенность с жизненным правдоподобием образов юных героев, точным подбором юных исполнителей и филигранной работой с ними. И спустя 50 лет после выхода на экран лишенный даже намека на компьютерные технологии фильм продолжает выполнять свои созидательные функции. Неудивительно, что лента эта является географическим рекордсменом белорусского кино! Согласно справке Министерства внешней торговли СССР в ЦК КПСС от 08.06.1963 г., только в период с 1960 по 1962 гг. картина была куплена кинопрокатными фирмами 75 (!) стран мира. Принципиальный момент: речь идет не о 2 – 3 сеансах в рамках «Дней белорусского кино», а о коммерческом показе в зачастую довольно крупных сетях кинотеатров. Своим гуманистическим пафосом лента оказалась близкой доброй трети кинолюбителей планеты. Ну а на территории СССР за первые 15 месяцев демонстрации фильм собрал 35,42 млн. зрителей – 3 место за всю историю белорусского кино. Специальная премия Анне Каменковой за лучшую детскую роль на Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина, 1960); 2-я премия фильму, приз «Золотая пластина» художнику Юрию Булычеву на ІІ МКФ фильмов о семье в Виченце (Италия, 1965).

В разрушенном послевоенном Минске деятельность нашей киностудии возобновилась в 1944 г. в здании Красного костела, а с 1946 г. она стала называться «Беларусьфильм».

 

14 декабря (пятница) в 18-30

ПАВЛИНКА. СССР («Беларусьфильм») 1952, ч/б, 64 мин.

Реж. Александр Зархи. В ролях: Лидия Дроздова, Владимир Дедюшко, Лидия Ржецкая, Глебов Глебов, Вера Полло, Борис Платонов, Владимир Кудревич. 

Фильм-спектакль по мотивам «жемчужины белорусской драматургии» – одноименной комедии Янки Купалы (1912) в постановке Белорусского драматического театра им. Я.Купалы, обогащенной специфическими возможностями кинематографа. Желая усилить социальное звучание фильма, его авторы опустили ряд комедийных моментов первоосновы, однако в целом сумели сохранить лучшие стороны театральной постановки – ее национальное своеобразие (с особым акцентом на песни и танцы), живые образы персонажей, запечатленные на экране во всем богатстве блестящего актерского мастерства корифеев белорусского театра. 

В разрушенном послевоенном Минске деятельность нашей киностудии возобновилась в 1944 г. в здании Красного костела, а с 1946 г. она стала называться «Беларусьфильм».

 

15 декабря (суббота) в 15-00

ЧЕРЕЗ КЛАДБИЩЕ.СССР, 1964, ч/б, 79 мин.

Реж. Виктор Туров. В ролях: Владимир Белокуров, Владимир Мартынов, Елизавета Уварова, Галина Морачева, Антонина Бендова, Владимир Емельянов, Игорь Ясулович.   

Экранизация одноименной повести П. Нилина с подчеркнуто метафорическим названием. Режиссерский дебют ярчайшего представителя поколения «шестидесятников» и кинематографа «оттепели» в белорусском кино. Фильм отличался совершенно новым для своего времени взглядом на тему партизанского движения и окупации. Создав яркий визуальный образ войны с ее реалиями и атмосферой, авторы сосредотачивают внимание зрителей не на череде победных партизанских рейдов, а на переживаниях вынужденно оказавшихся в оккупации: что происходило в душах тех, кто испытал шок разочарования (пропаганда ведь убеждала, что война будет скоротечной и исключительно на чужой территории, а на деле Беларусь через несколько недель уже была в глубоком вражеском тылу), но все же нашел в себе силы возродиться к борьбе с захватчиками? Весь фильм построен на неоднозначности чувств и состояний персонажей, постановщик не спешит высказать свое отношение, предоставляя зрителям самим разобраться в ситуации. Эта новизна трактовки и обусловила особый интерес к фильму – сопричастность аудитории происходящему на экране и довольно жесткую критику официальных инстанций. «Концептуально зрелая, художественно завершенная» таким был вердикт членов государственной аттестационной комиссии ленте В.Турова, которой он с оценкой «отлично» защищал диплом режиссера-постановщика художественных фильмов во ВГИКе. А в 1994 г. (накануне 50-летия Великой Победы) решением ЮНЕСКО картина была внесена в список 100 лучших фильмов мира о Второй мировой войне, что еще раз подтвердило её статус киноклассики. Диплом ІІ степени фильму, дипломы и призы В. Турову за режиссерский дебют, В. Мартынову за актерский дебют, А. Заболоцкому за изобразительное решение фильма на V КФ республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии (Талин, 1965). 

Переезд в новый комплекс зданий по проспекту в 1961 году ознаменовал начало самого плодотворного периода в деятельности «Беларусьфильма».  

 

15 декабря (суббота) в 17-00

МЕНЯ ЗОВУТ АРЛЕКИНО. СССР, 1988, 134 мин.

Реж. Валерий Рыбарев. В главных ролях: Олег Фомин и Светлана Копылова. 

Молодежная социально-психологическая драма по пьесе Юрия Щекочихина «Ловушка № 46, рост второй» о буднях (быте и бытии) компании подростков из провинциального городка. Авторы фильма (который, кстати, нередко называют предшественником современного телесериала "Бригада") одними из первых в советском кино прикоснулись к животрепещущим проблемам молодёжи середины 1980-х гг., и благодарные зрители (прежде всего, разумеется, молодежь) отблагодарили их массовым интересом: за первые 15 месяцев демонстрации ленты в кинотеатрах СССР её посмотрело 41,9 млн. человек. Не было, пожалуй, такого региона огромной страны, газеты которого не публиковали бы отзывы, рецензии и даже дискуссии в связи с этой картиной. Самый кассовый белорусский фильм за всю (почти 95-летнюю) историю белорусского кино!

Переезд в новый комплекс зданий по проспекту в 1961 году ознаменовал начало самого плодотворного периода в деятельности «Беларусьфильма». 

 

16 декабря (воскресенье) 15-00

РЫЖИК В ЗАЗЕРКАЛЬЕ. Беларусь, 2011, 120 мин.  

Реж. Елена Турова. В ролях: Диана Запрудская, Павел Харланчук, Дмитрий Миллер, Олег Гарбуз.

Детский приключенческий фильм-сказка, действие которого разворачивается параллельно в реальном и  сказочном мирах. Современная девочка Вероника оказывается принцессой волшебной страны и решает спасти своих подданных от власти злого волшебника. Удивительные приключения главной
героини – смелой, озорной, но очень доброй и честной девочки, полны волшебства. Редкое обращение белорусского кино к возможностям компьютерной графики, а также прекрасные актерские работы могут привлечь к фильму зрителей всех возрастов! Диплом «За лучшую мужскую роль первого плана» П.Харланчуку на ХХ Международном кинофоруме «Золотой Витязь» (Тамбов, 2011); Диплом «За совмещение невозможного в возможном» на 19 Международном детском кинофестивале «Алые паруса в Артеке» (2011); Главный приз и Специальный приз губернатора Ямала на I Российском фестивале семейного кино «Мамонтоша» (2011); Диплом за лучшее изобразительное решение художнику-постановщику Игорю Хруцкому на VIII Республиканском фестивале белорусских фильмов (Брест, 2012).

Начало XXI века для уже «Национальной киностудии «Беларусьфильм» – время коренной технической реконструкции и творческих экспериментов.

 

16 декабря (воскресенье) в 17-00

МАСАКРА. Беларусь, 2010, 100 мин.  

Реж. Андрей Кудиненко. В ролях: Дмитрий Миллер, Андрей Назимов, Оксана Лесная, Елена Одинцова, Полина Сыркина, Алексей Сенчило, Александр Кашперов.

Уникальный для белорусского кино опыт! Основанная на мотивах новеллы П. Мериме «Локис» и старобелорусских легендах история авантюриста-лжепрофессора, который оказывается в водовороте мистически-жуткой истории в загадочном имении, поставлена в жанре фильма ужасов. Причем, в нашей интерпретации: если для западной традиции характерен образ оборотня-волка, то для славянской – оборотня-медведя. Некоторые эпизоды и персонажи фильма заставляют вспомнить картину Валерия Рубинчика «Дикая охота короля Стаха» (1979). Постановщик определяет жанр своего фильма как «бульба-хоррор», что настраивает зрителей на иронию, которая в фильме присутствует так же как и смысловой подтекст. В результате получилась зрелищная сказка для взрослых.

Начало XXI века для уже «Национальной киностудии «Беларусьфильм» – время коренной технической реконструкции и творческих экспериментов.