Национальный исторический музей Республики Беларусь



13.06. - 06.07. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ БЕТТ ДЭВИС

  • 13.06.2018
Персональная ретроспектива к 110-летию со дня рождения 
великой американской киноактрисы

13 июня (среда) в 15-00  и  18-30
БРЕМЯ СТРАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ (Of Human Bondage). США, 1934, ч/б, 82 мин.
Реж. Джон Кромвелл. В ролях: Лесли Ховард, Бетт Дэвис, Реджинальд Оуэн, Кай Джонсон.
Психологическая драма, одна из лучших экранизаций романа У. С. Моэма о мучительном поиске призвания и смысла жизни с прекрасным актерским дуэтом Л.Хоуард (известным ролью Эшли в «Унесенных ветром») – Б.Дэвис. Роль своенравной официантки – несомненный успех актрисы, вышедшей здесь на новый уровень мастерства, показавшей не просто англичанку, а представительницу колоритного слоя лондонцев – кокни с их едким юмором и своеобразным диалектом. Столь психологически трудной роли, потребовавшей раскрытия внутреннего мира сложного, противоречивого человека, ещё не выпадало ни одной голливудской кинозвезде того времени. Благодаря этой работе, ставшей настоящим открытием и отмеченной первой номинацией Б.Дэвис на «Оскар» за лучшую женскую роль (1935), актриса триумфально вошла в мир большого кинематографа. 

15 июня (пятница) в 15-00  и  18-30 
ИЕЗАВЕЛЬ (Jezebel). США, 1938, ч/б, 103 мин. 
Реж. Уильям Уайлер. В ролях: Бетт Дэвис, Генри Фонда, Фэй Бейнтер, Маргарет Линдсей, Ричард Кромуэлл, Гордон Оливер, Джордж Брент, Генри О'Нилл, Джон Лайтел, Доналд Крисп.
Пышная по историческому антуражу романтическая ретро-мелодрама по пьесе Оуэна Дэвиса о судьбе легкомысленной дочери богатого плантатора, которая дерзкими, неординарными поступками бросает вызов чопорному аристократическому обществу Нового Орлеана и получает за это прозвище «Иезавель» (по имени библейской героини, прославившейся своей непомерной гордыней). Игра Б.Дэвис, создавшей сложный, противоречивый характер, заслужено отмечена «Оскаром» за лучшую женскую роль (1939). Эта награда стала для актрисы своеобразным утешением за то, что ей не досталась главная роль в знаменитом блокбастере «Унесенные ветром». Любопытно, что пьеса О.Дэвиса во многом напоминает роман М.Митчелл, а своенравный характер ее главной героини весьма схож с характером Скарлет О’Хара. Поэтому «Иезавель» снималась в страшной спешке, чтобы первой попасть в кинотеатры. И это пошло на пользу – нервная, порывистая манера игры Б.Дэвис особенно хороша и убедительна во второй половине фильма. Поклонники двух картин были ввергнуты чуть ли не в гражданскую войну, когда ленты демонстрировались в США, настолько разделились мнения: какая из них лучше? Но время, как говорится, все и всех расставило по своим местам. Вне зависимости от всемирного успеха «Унесенных ветром» фильм «Иезавель» оценивается более высоко благодаря точности его психологических нюансов, совершенству актерской работы (вторым «Оскаром» за лучшую роль второго плана отмечена Ф.Бэйнтер), умелой дозировке реализма и эпопеи. 

20 июня (среда) в 15-00  и  18-30
ПОБЕДИТЬ ТЕМНОТУ (Dark Victory). США, 1939, ч/б, 104 мин.
Реж. Эдмунд Гулдинг. В ролях: Хэмфри Богарт, Бетт Дэвис, Джордж Брент, Джеральдина Фицджеральд, Рональд Рейган, Генри Трэверс.
Имевшая огромную популярность (благодаря душещипательному сценарию и эмоциональной игре Бетт Дэвис) любовная драма о судьбе девушки из высшего общества, встретившей на своем пути любовь, когда жить ей осталось совсем недолго. Три номинации на «Оскар» в 1940 г: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Бетт Дэвис), «Лучший оригинальный саундтрек».

22 июня (пятница) в 15-00  и  18-30
ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ ЕЛИЗАВЕТЫ И ЭССЕКСА (The Private Lives of Elizabeth and Essex)
США, 1939, 107 мин. 
Реж. Марк Сэндрич. В ролях: Эрол Флинн, Бетт Дэвис, Оливия де Хэвилленд.
Биографическая драма, первая цветная картина в карьере Б. Дэвис, в которой актриса превзошла саму себя: созданный ею образ увядающей английской королевы, борющейся со своими возрастными комплексами, потаенными чувствами, лживым окружением и строптивым любовником – просто великолепен. Чтобы больше походить на великую королеву Б. Дэвис пришлось подбрить на пять сантиметров волосы на лбу и полностью выщипать брови. У фильма было три рабочих названия – «Королева Елизавета», «Рыцарь и госпожа», «Елизавета и Эссекс». Сначала он вышел в прокат под первым названием, но игравший роль главного героя Э. Флинн настоял на его переименовании, так как оно не отражало его присутствия в фильме. Второе название не понравилось Б. Дэвис, а третье – хотя и устраивало обоих актеров – отпало лишь потому, что уже существовала одноименная книга, не имеющая отношения к фильму. Костюмы к картине были созданы одним из лучших художников Голливуда – Оррии-Келли. Номинирован на премии «Оскар» в 5-ти категориях – «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшая операторская работа», «Лучшие спецэффекты», «Лучшая музыка» и «Лучший звуковой монтаж» (1940). 

26 июня (вторник) в 15-00 и 18-30
ПИСЬМО (Letter). США, 1940, ч/б, 91 мин.
Реж. Уильям Уайлер. В ролях: Бетт Дэвис, Херберт Маршалл, Джеймс Стивенсон, Фрида Айнскорт, Гэйл Сондергаард, Брюс Лестер, Элизабет Эрл, Сен Юнг.
Криминальная драма по произведению Сомерсета Моэма о загадочно-запутанных отношениях участников любовного треугольника, которая благодаря игре прекрасного актерского трио – Б. Дэвис, Х. Маршалл и Дж. Стивенсон – выдвигалась на «Оскар» в 7 номинациях (1941): «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Бетт Дэвис), «Лучшая мужская роль второго плана» (Джеймс Стивенсон), «Лучший режиссер» (Уильям Уайлер), «Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)», «Лучший монтаж», «Лучший оригинальный саундтрек».

29 июня (пятница) в 15-00  и  18-30
ЛИСИЧКИ (The Little Foxes). США, 1941, ч/б, 116 мин.
Реж. Уильям Уайлер. В ролях: Бетт Дэвис, Херберт Маршалл, Тереза Райт и Ричард Карлсон. 
Социально-психологическая драма о судьбе алчной и жадной «деловой женщины», готовой ради обретения прибыльного бизнеса – хлопковой фабрики – даже на убийство мужа. Одна из лучших картин великого американского режиссера У. Уайлера  («Римские каникулы», «Бен Гур» и др.), где актриса заканчивает формирование портрета того типа женщин, штрихи к которому она набрасывала в большинстве своих предыдущих удачных работ. Жестокосердие и цинизм – вот главные движущие силы этого неукротимого характера. Она как тот лисенок из библейской притчи не могущий достать виноград и перегрызающий корни растения ради своей цели. Резонанс этой роли был настолько велик, что в 1941 г. Дэвис избрали президентом Американской академии киноискусства и она стала первой женщиной, удостоенной этого высокого поста. 9 номинаций на «Оскар», среди которых номинация «Лучшая женская роль» (1942). 

04 июля (среда) в 15-00  и  18-30
ВСЕ О ЕВЕ  (All about Eve). США, 1950 г., ч/б, 138 мин.
Реж. Джозеф Л. Манкиевич. В ролях: Бетт Дэвис, Энн Бакстер, Джордж Сандерс, Селести Холм, Хью Марлоу, Телма Риттер, Мэрилин Монро. 
Психологическая драма (по рассказу и радиопьесе Мэри Орр «Добродетель Евы») об изнанке успеха в театральном мире, снятая в период расцвета маккартизма, преследования инакомыслия в творческой среде США. Хотя фильм рассказывает историю восхождения к славе актрисы по имени Ева, его главным эмоциональным центром остается – благодаря блестящему актерскому исполнению Дэвис – образ Марго, испившей на склоне своей актерской карьеры всю чашу унижений и разочарований. 6 «Оскаров» (из 14 номинаций) за лучшие фильм года, режиссуру, сценарий, мужскую роль второго плана (Сандерс) и костюмы; Спецприз жюри за режиссуру и премия лучшей актрисе (Дэвис) на МКФ в Канне; премии Британской и Европейской киноакадемий за лучший фильм года. 

06 июля (пятница) в 15-00  и  18-30
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С БЭБИ ДЖЕЙН? (What Ever Happened to Baby Jane?). США, 1962, ч/б, 132 мин.
Реж. Роберт Олдрич. В ролях: Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд, Виктор Буоно, Дэйв Уиллок. 
Определение «черная комедия с элементам гиньоля» наиболее точно соответствует интриге фильма, который и спустя сорок лет поражает точностью психологического анализа нравов людей, занятых в шоу-бизнесе. За роль одной из сестер Дэвис вновь номинировалась на премию Американской киноакадемии. «Оскар» за лучшие костюмы (1963).