Национальный исторический музей Республики Беларусь



7.02 - 2.03 «ПО ОБЕ СТОРОНЫ ОКЕАНА» персональная ретроспектива в связи с 80-летием кинорежиссёра Андрея Кончаловского

07 февраля (среда) в 15-00 и 18-30
ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. СССР, 1965, ч/б, 95 мин.
Реж. Андрей Кончаловский. В гл. ролях – Наталья Аринбасарова и Болот Бейшеналиев. 
Снятая под влиянием творчества Акиры Куросавы в стилистике итальянского неореализма по одноименной повести Чингиза Айтматова драма молодого учителя, пытающегося построить школу в отдаленном горном ауле в первые советские годы в Киргизии. Местные жители смеются над ним: баранов можно пасти и без грамоты. Пылкий и вдохновенный фанатизм сталкивается с многовековым укладом, а любовь к юной Алтынай приводит к драматическим последствиям… Великолепная режиссура и игра актеров, блестящая работа оператора и художника: драматизм происходящего на экране подчеркнута контрастной графичностью изобразительного решения, столкновением насыщенно черных и насыщенно белых фактур. Приз журнала "Советский экран" за «революционность содержания и мастерство формы» на II ВКФ в Киеве (1966); Серебряная медаль Озелла и "Кубок Волони" за лучшее исполнение женской роли Н.Аринбасаровой на ХХVII МКФ в Венеции (1966); Премия Национального института по изучению социальных проблем на II МКФ – кинообозрении «Капитолийский Юпитер» в Риме (1966); Специальная премия жюри МКФ молодых кинематографистов в Йере-67; Премия Национального института по социальным наукам Международное кинообозрение «Капитолийский Юпитер» (Рим-66).

09 февраля (пятница) в 15-00 и 18-30
ИСТОРИЯ  АСИ  КЛЯЧИНОЙ, КОТОРАЯ  ЛЮБИЛА,  ДА  НЕ  ВЫШЛА  ЗАМУЖ. 
СССР, 1966, ч/б, 94 мин. 
Реж. Андрей Михалков-Кончаловский. В ролях: Ия Саввина, Любовь Соколова, Александр Сурин, Геннадий Егорычев, Иван Петров, Людмила Зайцева, Коля Погодин.
Киноведы особо отмечают нонконформизм и творческую смелость режиссёра, который в условиях ограниченной творческой свободы создавал честные, искренние, правдивые, опередившие своё время фильмы. Данная мелодрама, снятая в 1966 г., но прорвавшаяся на широкий экран только в 1988 г., – яркий тому пример. Основное достоинство картины – принципиально новый подход к показу жизни российского села, органично сочетающий игровое и документальное начала. Непрофессиональные исполнители ролей второго плана стали, по сути, главными героями, оттеснив профессиональных актеров. Вымышленная история Аси стала неотрывной частью жизни реальных обитателей деревни, которые откровенно и честно рассказывают перед кинокамерой о своем нелегком бытии. В результате постановщик создает гиперреалистическую картину сельской жизни, далекую от пропагандистских фальшивок и слащавых кинолубков. Неудивительно, что режиссера обвинили в «увлечении формотворчеством», а сам фильм 20 лет пролежал «на полке». Главный приз на ВКФ в Баку (1988); приз «Ника» за лучшую режиссерскую работу (1988); специальный приз итальянского проката на МКФ в Пезаро (1988); приз ФИПРЕССИ за лучший внеконкурсный фильм на МКФ в Западном Берлине (1988). 

14 февраля (среда) в 15-00 и 18-30
ДЯДЯ ВАНЯ. СССР, 1970, 99 мин.
Реж. Андрей Михалков-Кончаловский. Комп. А.Шнитке. В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Бондарчук, Ирина Купченко, Ирина Мирошниченко, Владимир Зельдин, Николай Пастухов.
Драма русских провинциалов, считающих, что жизнь их не состоялась, растрачена понапрасну, по одноимённой пьесе А. П. Чехова. Для дяди Вани это ощущение усугубляется неразделенной любовью к женщине, которую судьба на короткое время забросила в захолустное поместье, где герой и его племянница десятилетиями работают, едва сводя концы с концами... Лента признана одной из самых удачных экранизаций чеховских пьес благодаря великолепному актерскому дуэту И.Смоктуновский – и С.Бондарчука, а также блестящей операторской работе великого Георгия Рерберга. Приз «Серебряная раковина» на МКФ в Сан-Себастьяне (1971); Приз «Серебряная сирена» на МКФ советских фильмов в Сорренто (1972); Серебряная медаль МКФ в Милане (1974).

16 февраля (пятница) в 15-00 и 18-30
РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ. СССР, 1974, 127 мин.
Реж. Андрей Михалков-Кончаловский. В ролях: Евгений Киндинов, Елена Коренева, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Конкин, Ирина Купченко, Николай Гринько,  Ия Саввина. 
Романтико-эпическая музыкальная мелодрама, впечатлявшая современников необычной поэтической формой, грандиозным размахом съемок и эмоциональной насыщенность каждого кадра, острой постановкой актуальных нравственных проблем, крупными характерами и темпераментной игрой актеров, герои которых проходят мучительный путь рефлексии и страдания. Сей «взгляд на мир глазами влюбленных», авторов которого интересует психология любви, ее воздействие на мировоззрение человека, ее преобразующая сила, имел немалый прокатный успех, принес постановщику международное признание. Большой приз «Хрустальный глобус» на XIX МКФ в Карловых Варах (1974).

21 февраля (среда) в 15-00 и 18-30 [первая часть]
22 февраля (четверг) в 15-00 и 18-30 [вторая часть]
СИБИРИАДА. СССР, 1979, первая часть – 136 мин., вторая часть – 139 мин.
Реж. Андрей Андрей Михалков-Кончаловский. В ролях: Владимир Самойлов, Виталий Соломин, Наталья Андрейченко, Никита Михалков.
Масштабная по охвату событий и постановочному размаху мелодраматическая киноэпопея, которую авторы охарактеризовали как «поэму в шести сказах». Перед зрителями проходит жизнь нескольких поколений двух  издавна враждующих между собой сибирских семей из небольшого, затерянного в глуши болот села, куда неумолимо вторгается История. Несмотря на сложное сюжетное построение (возрастную роль главного героя играют аж три разных актера) "Сибириада" смотрится с неослабевающим вниманием – результат не только режиссерской и операторской работы, но и великолепной актерской игры, музыки Э.Артемьева. Гран-при жюри Каннского МКФ (1979).  

28 февраля (среда) в 15-00 и 18-30
ПОЕЗД-БЕГЛЕЦ (Runaway Train). США, 1985,  111 мин.
Реж. Андрей Михалков-Кончаловский. В гл. ролях – Джон Войт, Эрик Робертс, Ребекка Де Морнэй. 
Зрелищная и напряжённая по действию приключенческая драма с элементами философской притчи по сценарию Окиры Куросавы, который Кончаловский превратил в «экзистенциальный боевик». Сбежавшие из тюрьмы преступники случайно оказываются в оставшемся без управления товарном поезде, который стремительно несётся по заснеженной Аляске навстречу неминуемой катастрофе. В типичной «пограничной ситуации» перед лицом смерти герои должны избавиться от всего наносного и мелочного в себе, преодолеть собственный страх, мобилизовать скрытые резервы. А главное – стать, наконец-то, самими собой, обрести истинно человеческий облик в нечеловеческих условиях, испытать свою подлинную экзистенцию на рубеже между бытием и небытием. Мастерски организуя событийную сторону действия, постановщик незаметно превращает захватывающий боевик в философскую притчу о борьбе человека с самим собой и незримым роком, который подвергает испытанию не только на выживаемость, но и на человечность. В его интерпретации способность выжить в безвыходном, гибельном положении напрямую связана с пробуждением гуманного начала даже в том, кто инстинктивно желал бы спастись в одиночку. Финал ленты трудно назвать благостным и однозначно оптимистичным – цитата из трагедии «Ричард III» Шекспира («Бывает зверь свиреп, но и ему знакома жалость» / «Нет жалости во мне, а значит, я не зверь») заставляя задуматься о трудном, подчас мучительном восхождении человека к вершинам собственного духа. «Золотой глобус» Д.Войту за лучшую мужскую роль; Номинации на «Оскар» в трёх категориях – лучшие мужская роль, мужская роль второго плана и монтаж; Номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского МКФ (1986).  

02 марта (пятница) в 15-00 и 18-30
СКРОМНЫЕ ЛЮДИ (Shy People). США, 1987, 118 мин.
Реж. Андрей Кончаловский. В гл. ролях – Барбара Хёрши и Джил Клейберг.  
Вероятно, лучшая в американском периоде творчества Кончаловского лента о драматической судьбе одной семьи, живущей где-то на бескрайних болотах Луизианы, замысел которой возник у него десятилетием ранее, ещё в России, на съёмках «Сибириады». И вообще гордая и непреклонная героиня здесь – словно американская Ася Клячина, только 20 лет спустя и в совершенно другой обстановке. Оставшись с четырьмя маленькими сыновьями на руках, она воспитала их в строгости, под собственным диктатом вдали от цивилизованного мира. Человеческая драма Рут – в отсутствии сердечного и доверительного контакта с детьми. Матриархальная власть выдюжившей всё на своём веку женщины, которая билась и хваталась за жизнь, как утопающая в трясине, зная, что лишь от неё самой зависит судьба её сыновей, на поверку оказалась для них довлеющим и мучительным опытом. И это отнюдь не лучше, чем безответственное, равнодушное воспитание своей дочери более эмансипированной и цивилизованной её кузиной, известной журналисткой из Нью-Йорка. Крайности сходятся. Животная материнская страсть лишена подлинных чувств, как и холодное, недобросовестное исполнение родительского долга. Актриса Б.Хёрши, не побоявшись предстать в картине усталой и раздражительной «женщиной из глубинки», создала впечатляющий образ человека, который способен на выживание практически в любых условиях и действительно жертвует собой ради близких людей. И совершенно заслуженно получила «Серебряную пальмовую ветвь» за лучшую женскую роль на Каннском МКФ (1987).