Национальный исторический музей Республики Беларусь



11.05. - 08.06. ПАМЯТИ МИЛОША ФОРМАНА

“ПАМЯТИ МИЛОША ФОРМАНА”
персональная ретроспектива

11 мая (пятница) в 15-00 и 18-30
ЧЁРНЫЙ ПЁТР (Cerný Petr). Чехословакия, 1963, ч/б, 86 мин.
Реж. Милош Форман. В гл. ролях – Ладислав Яким, Павла Мартинкова, Ян Вострчил.
Лирическая комедия о судьбе сына почтальона, которого отец из-за отсутствия средств на образование устраивает в магазин самообслуживания, где тот должен шпионить за покупателями, чего сам юноша не хочет… Полнометражный дебют М. Формана впечатляет сочетанием неприкрашенной жизни с правдивым и ироничным изображением психологии героев. Очаровывающий естественностью проявлений молодости, мучительными поисками ответов на терзающие подростков вопросы, фильм согрет мягкой иронией и сочувствием к молодым. Раскованный диалог, отличное знание материала, использование рок-музыки (символа молодежного протеста), и – главное – обращение к теме конфликта поколений сделали эту и две последующие картины Формана революционным событием в кино ЧССР, а самого режиссера – признанным лидером так называемой "новой чешской волны". Россыпью «говорящих» деталей обыденной жизни режиссер создает обобщенные портреты отцов и детей – тех, кто пережил несколько режимов со всеми вытекающими отсюда последствиями, и тех, кто только знакомится с миром взрослых и «преступно» разрушает его мораль своей наивностью и незнанием установленных правил. Премия чехословацкой кинокритики (1963), Гран-при и «Золотой парус», первая премия молодой критики на МКФ в Локарно (1964); премия Федерации итальянских киноклубов, премия журнала «Синема 60» на МКФ в Венеции, премия молодой кинокритики на МКФ в Оберхаузене, Главный приз в художественном конкурсе к 20-летию освобождения Чехословакии (1965).

16 мая (среда) в 15-00 и 18-30
ЛЮБОВНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ БЛОНДИНКИ (Lasky Jedne Plavovlasky). Чехословакия, 1965, ч/б, 85 мин. 
Реж. Милош Форман. В ролях: Гана Брейхова, Владимир Пухолт, Владимир Меншик.
Трогательная трагикомедия о том, как девушке из маленького городка очень хочется принять случайную связь с музыкантом из Праги за «любовь до гроба». Он и не подозревает, что мимолетная интрижка обернется нежданной гостьей на пороге столичной квартиры…  Образцовый фильм чешской новой волны, хорошо усвоившей уроки французского –  натурные съемки, непрофессиональные актеры, "непреднамеренная" камера. Юмор Формана становится тут глубже и агрессивнее и явно нацелен на старшее поколение. Фильм имел грандиозный успех как на родине (за 5 месяцев проката его посмотрела половина населения Чехословакии – 6 млн. человек), так и за рубежом. Номинации на «Оскар» и «Золотого Льва» на МКФ в Венеция; Премия «Бодиль» за лучший европейский фильм (Дания); Приз «Юсси» лучшему иностранному режиссеру (Финляндия, 1986).

18 мая (пятница) в 15-00 и 18-30
ГОРИ, МОЯ БАРЫШНЯ… (Horí, má panenko). Италия – Чехословакия, 1967, 71 мин.
Реж. Милош Форман. В гл. ролях – Ян Востричел, Йозеф Себанек, Йозеф Валнога.
Лёгкая, увлекательная сатирическая комедия, основанная на реальном событии – бале пожарных в маленьком городке, на котором постановщику довелось присутствовать лично. Добиваясь максимальной органичности, Форман почти все роли поручил местным жителям, которые импровизировали в кадре на заданную тему. В итоге получилось еще одно яркое киносвидетельство состояния морали современного общества. Нелицеприятный взгляд на чешский национальный характер, того самого «среднего человека», на которого в ходе социалистического эксперимента возлагались все надежды, обернулся для Формана угрозой 10 лет тюрьмы «за нанесение экономического ущерба» (продюсер потребовал вернуть деньги), судьбоносной встречей в Париже с Франсуа Трюффо и его коллегами, которые выкупили фильм у чехословацкого правительства и на волне событий Пражской весны организовали его успешный мировой прокат под названием «Бал пожарных», открытием принципиально новых творческих перспектив. Номинация на «Оскар» (1969).

23 мая (среда) в 15-00 и 18-30
ОТРЫВ (Taking Off). США, 1971, 87 мин.
Реж. Милош Форман. В ролях: Тина Тернер, Кэти Бэйтс, Линн Карлин, Бак Хенри. 
Первый заокеанский фильм Формана содержит необычный взгляд на американский образ жизни с точки зрения разных поколений: в поисках сбежавшей из дома девушки-подростка ее консервативные родители открывают для себя много такого, о чем ранее и подумать не могли. По примеру своих ранних комедий, открывших публике картину реального положения дел, постановщик касается в этой сатире на новых соотечественников и издержки контркультуры весьма чувствительной струны нации, ставя под сомнение один из самых устойчивых мифов – об американской семейной идилии. Одна из лучших лент об Америке начала 1970-х. Спецприз жюри МКФ в Канне (1971).

25 мая (пятница) в 15-00 и 18-30 
ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ (One Flew Over The Cuckoo’s Nest). США, 1975, 129 мин.
Реж. Милош Форман. В гл. роли – Джек Николсон.   
Возведшая Формана в ранг виднейших режиссёров и принесшая ему мировую славу экранизация во многом автобиографического и ставшего в свое время бестселлером романа-антиутопии Кена Кизи (1962), который трансформирован в исполненную гуманистического пафоса притчу о судьбе личности в современном социуме. Постановщик создал экранную модель тоталитарного общества, общества тюрьмы и психушки. Начиная с этой ленты, находки чешского периода творчества Формана подвергаются высокопрофессиональной огранке. Однако философия судьбы молодого поколения (конфликт отцов и детей, изначальное сиротство молодежи, лишенной психологического и социального пространства), художественная логика, социопсихическая поэтика остаются прежними. При бюджете всего в 4,4 млн. $ лента только в США собрала 109 млн. Второй фильм в истории американского кино, получивший 5 «Оскаров» в самых престижных номинациях: за лучшие фильм, режиссуру, сценарий, мужскую (Дж.Николсон) и женскую (Л.Флейтчер) роли; 5 «Золотых глобусов» за то же [единственный случай за всю историю этой награды](1976). 

30 мая (среда) в 15-00 и 18-30
ВОЛОСЫ (Hair). ФРГ - США, 1979, 121 мин. 
Реж. Милош Форман. В гл. роли – Джон Сэвэдж.
Антивоенный молодежный рок-мюзикл по мотивам нашумевшего в 1967 г. бродвейского спектакля. Своеобразный портрет молодёжной субкультуры 1960-х. Для театральной версии была характерна острая актуальность затрагиваемых тем (война во Вьетнаме, студенческие волнения, стихийный бунт движения хиппи), расчёт на скандальный эпатаж. Замысел Формана глубже и философичнее, нежели бунтарская история простого парня из провинции, который непременно желал перед отправкой во Вьетнам покуролесить в Нью-Йорке. Неожиданный финал ленты звучит как подлинный реквием по мечтам и надеждам «бунтующих шестидесятых», по той Америке, что послала своих невинных сыновей на заклание. Фильм восхищает своей безудержной фантазией, красотой, яркой образностью, лёгкостью и изяществом великолепных танцев и замечательными песнями, ставшими подлинной классикой жанра. Призы «Давид» Донателло»  лучшему иностранному режиссёру и за лучшую музыку в иностранном фильме (Италия, 1980).

01 июня (пятница) в 15-00 и 18-30
РЭГТАЙМ (Ragtime). США, 1981, 155 мин.
Реж. Милош Форман. В гл. ролях – Говард Роллинз, Элизабет Макговерн, Джеймс Кэгни. 
Рефлексия художника, находившегося на пике творческого взлета, на актуальные расовые конфликты времени. Экранизация одноименного романа Эдгара Лоуренса Доктороу о судьбе чернокожего пианиста в Нью-Йорке начала ХХ века, разрушающая привычный стереотип. Обладающий чувством собственного достоинства герой, не желая переносить оскорбления, отвечает в стремлении к справедливости ударом на удар. Мог ли он поступить иначе, зная, что заплатит за это жизнью? Сам факт постановки этого вопроса на экране, да еще с такой силой художественной выразительности, превратил фильм в яркий образец антирасистского кино, призывающего к терпимости и взаимопониманию. Премия ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса за лучшую музыку (1981); номинации на премию Оскар в восьми категориях (1982); номинации на премию Золотой глобус в семи категориях (1982).

06 июня (среда) в 15-00 и 18-30
АМАДЕЙ (Amadeus). США, 1984, 180 мин.
Реж. Милош Форман. В гл. ролях - Ф. Мюррэй Эбрэхам и Том Халс.  
Шедевр мирового кино о взаимоотношениях Моцарта и Сальери. Блестящая, умная экранизация имевшей огромный успех пьесы Питера Шеффера. Форман укрупнил во многом автобиографический конфликт гения, которому все дается без труда, и старательно-добросовестной посредственности. Стойкая убежденность режиссера в том, что миром управляют слабости и что именно они делают персонаж близким и понятным, оборачиваются тем, что Сальери предстает здесь не злым интриганом (согласно легенде), а человеком, которому дано понимать совершенство, глубоко переживать прекрасное, но отказано в таланте создавать его. И эта высшая несправедливость рождает томление ума и духа, деформирует их, превращая в ад жизнь человека, отмеченного талантом, но не Избранного. В центре фильма – зависть и страсть Сальери, его танталовы муки и бунт против Создателя. Фаустовская тема, которую Форман, оставаясь верным себе, воплощает с веселым сарказмом… 8 "Оскаров" за лучшие фильм, мужскую роль (Ф. М. Абрахам), режиссуру, адаптированный сценарий, декорации, костюмы, звук и грим; «Сезар» за лучшую иностранную картину во Франции; 3 премии «Давида» Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии, лучшему иностранному режиссёру и актёру (Т.Халс); 2 «Серебряных ленты» в Италии лучшему иностранному режиссёру и актёру (Т.Халс); премия «Аманда» за лучшую иностранную картину в Норвегии; премия «Роберт» за лучший иностранный фильм в Дании; премия «Юсси» в Финляндии лучшему иностранному кинематографисту (М.Форман); премия Японской киноакадемии и приз «Кинема дзюнпо» за лучшую иностранную ленту в Японии (1985).

08 июня (пятница) в 15-00 и 18-30 
ВАЛЬМОН (Valmont). Франция – США, 1989, 131 мин.
Реж. Милош Форман. В ролях: Колин Фёрт, Аннетт Бенинг, Мег Тилли, Файруза Балк, Шан Филлипс. 
Историческая драма нравов по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи» о коварной, чреватой разбитыми сердцами и искалеченными судьбами, авантюре светской львицы маркизы, уязвленной намереньем ее любовника тайно жениться на молодой. В снятом с истинно французским изяществом, легкостью и лукавым юмором ретро-фильме с первых же кадров возникает тема «Черного Петра» – тема молодых, познающих мир и используемых взрослыми в собственных грязных целях. По излюбленной идее Формана, герои перестают быть свободными и уже не принадлежат себе, становясь марионетками, как только они отказываются от естественного для собственной индивидуальности поведения, начинают играть в предложенные обществом игры, вступают в негласный сговор с совестью ради достижения каких-то целей… «Сезары» за работу художника и художника по костюмам.