Национальный исторический музей Республики Беларусь



04.08. - 02.09. КИНОХИТЫ ПРОШЕДШЕГО СЕЗОНА

подборка классических фильмов, которые вызвали наибольший интерес  
у  посетителей музея в период с сентября 2017 г. по июнь 2018 г.

04 августа (суббота) 15-00 и 17-00
РОЖДЁННАЯ ТАНЦЕВАТЬ  (Born to Dance). США, 1936 год, ч/б, 105 мин.
Реж. Рой Дел Рут. Комп. Кол Портер. В ролях: Элеанор Пауэлл, Джеймс Стюарт, Вирджиния Брюс, Уна Меркел, Сид Сильверс. 
Комедийный мюзикл с незамысловатым сюжетом о рождении новой бродвейской звезды, но впечатляющим песенно-танцевальным шоу, бесценными музыкальными номерами. Их содержание (с более тонкими и сложными нюансами танца, чем обычно в мюзиклах 1930-х гг.) является красноречивой иллюстрацией названия фильма, подтверждая мнение многих авторитетных экспертов о Пауэлл, как об одной из лучших танцовщиц Голливуда (удостоенной, кстати, в 1984 г. персональной звезды на тамошней Аллее Славы). Фильм включает в себя и еще одно редкое зрелище – Дж. Стюарт впервые на экране поет и неплохо танцует. Номинации на «Оскар» за лучшую песню («I've Got You Under My Skin») и лучшую постановку  танца (1937).

05 августа (воскресенье) в 15-00 и 17-00
ВСЯ ЭТА СУЕТА (All That Jazz). США, 1979, 119 мин.
Реж. Боб Фосси. Комп. Ралф Бёрнс. В ролях: Рой Шнайдер, Джессика Лэнг, Энн Райнкинг, Лиленд Палмер, Клифф Гормен.
Во многом автобиографичный мюзикл-притча о буднях «на пределе человеческих возможностей» постановщика бродвейских музыкальных спектаклей, где эффектные танцевальные номера сочетаются с размышлениями о цене успеха в шоу-бизнесе, материализованными в историю встречи героя с самой Смертью в образе прелестной девушки в белом одеянии. Отталкиваясь от близкой ему феллиниевской манеры (очевидна перекличка со знаменитой картиной «Восемь с половиной»), неповторимо оригинальный и своеобразный художник создает свою фантасмагорию о суете жизни и неотвратимости смерти, о празднике искусства, которое может остаться бессмертным. С дистанции времени фильм воспринимается как своеобразное «завещание мастера», его пророческое – то веселое, то грустное – действо о быстротечности нашей жизни, о том, что даже беспечные поступки приобретают особую цену в предощущении скорой смерти. Фосси успел поведать «исповедь своей жизни», прежде чем ушел из нее раньше срока, как и его киногерои. Неожиданно для многих главную роль, своего рода «альтер-эго» Фосси, великолепно сыграл Р.Шайдер, который до этого чаще снимался в боевиках и триллерах. «Оскары» за лучшие музыкальное оформление, работу художника-постановщика и декораторов, художника по костюмам, монтаж; «Золотая пальмовая ввтвь» на МКФ в Канне; премии БАФТА за работу оператора и монтаж; приз «Бодиль» за лучший американский фильм года в Дании (1980). 

08 августа (среда) в 15-00 и 18-30
ЗЕМЛЯНИЧНАЯ  ПОЛЯНА (Smultronstallet).  Швеция, 1957, ч/б, 95 мин.
Реж. Ингмар Бергман. В ролях: Виктор Шёстрем, Биби Андерсон, Ингрид Тулин, Гуннар Бьёрнстранд, Макс фон Сюдов.   
Философский шедевр крупнейшего европейского кинорежиссера, глубокое исследование изолированности человека в современном мире, содержащее все основные мотивы его творчества: любовь как разочарование и возрождение, религиозные сомнения и искания, интерес к духовному миру женщины, поиск смысла жизни в простых повседневных радостях. С помощью знаменитого режиссера «шведской класссической школы» 1910 – 20-х гг. и прекрасного актера В. Шёстрема постановщик создал точный психологический портрет пожилого человека, замкнутого эгоиста, который мысленно обращается к своему прошлому и безжалостно переоценивает ценности прожитой жизни. «Золотой медведь» и приз ФИПРЕССИ «за исполнение главной мужской роли» В. Шёстрему на VIII МКФ в Западном Берлине; премия «Серебряная лента» итальянской кинокритики на XIX МКФ в Венеции; специальная премия И.Бергману на XI МКФ в Канне (1958). 

10 августа (пятница) в 15-00 и 18-30
ТАТУИРОВАННАЯ РОЗА (The Rose Tattoo). США,1955, 117 мин.
Реж. Дэниел Манн. В гл. ролях – Анна Маньяни и Берт Ланкастер.
Романтическая драма по пьесе Теннесси Уильямса (кстати, написанной специально для очаровавшей его Маньяни) о событиях в простой семье,мирная тихая жизнь которой внезапно разрушаетсясмертью кормильца, убитого полицейскими при попытке провезти контрабанду. За роль по молодости энергичной вдовы с, как отмечали критики, «волшебным итальянским акцентом» Маньяни первой среди иностранных актрис была отмечена «Оскаром» в номинации «лучшая женская роль» (1955).Также за эту роль она получила «Золотой глобус» (как лучшая актриса в драме) (1956) и Премию BAFTA (как лучшая иностранная актриса) (1957)…Художником по костюмам на кинокартине была Эдит Хэд – самая титулованная женщина за всю историю Голливуда (8 Оскаров).

11 августа (суббота) в 15-00 и 17-00
БРОДВЕЙСКАЯ МЕЛОДИЯ 1940  (Broadway Melody of  1940). США, 1940, 102 мин.
Реж. Норман Таурог. Комп. Коул Портер. В гл. ролях - Элеанор Пауэлл и Фрэд Астер. 
Имевший огромный успех у зрителей и поклонников эстрадного танца мюзикл, который историками кино часто называется одним из лучших творений Голливуда в своем жанре. И немудрено: в нём занят едва ли не самый выдающийся танцевальный дуэт в истории мирового кино! Пауэлл оказалась наиболее гармоничным и волнующим партнёром Астера, ни в чем не уступая его безупречному танцевальному мастерству. Как отмечалось в одной из рецензий, в одной из своих восхитительных чечеток («Begin the Beguine») звёздный дуэт заставил «экран буквально шипеть». Фильм подтверждает: не далеки от истины и те, кто считал Пауэлл единственной танцовщицей, способной в танце «побить» Астера… Для разнообразия содержания, авторы впервые включили в сюжет очень комичный номер с цирковой жонглершей детскими мячами и тарелками, который вошел в 100 самых смешных фрагментов Голливуда. А легендарный американский композитор К. Портер написал для фильма одну из самых лучших своих  песен, вошедшую в репертуар самых знаменитых звезд джаза. 

12 августа (воскресенье) в 15-00 и 17-00                                                                                                                                       
РИМЛЯНКА (La romana). Италия – Франция, 1954, ч/б, 100 мин. 
Реж. Луиджи Дзампа. В ролях: Джина Лоллобриджида, Даниэль Жален, Франко Фабрици. 
Социально-психологическая драма по роману Альберто Моравиа о судьбе «девушки без приданного», которая получила от жизни совсем не то, о чем мечтала. 

15 августа (среда) в 15-00 и 18-30
ШЕПОТЫ И КРИКИ (Viskningar och rop). Швеция, 1972, 91 мин.
Реж. Ингмар Бергман. В ролях: Харриет Андерсон, Кари Сюльван, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Эрланд Юзефсон. 
Психологическая драма из жизни трех сестер – обитателей большого имения. Воспоминания о счастливом, беззаботном детстве переплетаются с вязким настоящим, наполненным с трудом  скрываемым неудовлетворением и неприязнью женщин, несчастных каждая по-своему. Классик европейского атрхауса называл эту картину самой значимой в своём творчестве. Отчуждение близких людей, не раз становившееся стрежнем произведений автора, и здесь явилось той основой, на которую уложена эмоциональная многослойность повествования. «Оскар» С. Нюквисту за лучшую операторскую работу; Технический Гран-при Каннского МКФ; Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм и режиссуру (1974).

17 августа (пятница) в 15-00 и 18-30
ДЬЯВОЛ ВО ПЛОТИ (Le Diable au Corps). Франция, 1947, 122 мин.
Реж. Клод Отан-Лара. В гл. ролях – Жерар Филип и Мишлин Прель.
Драма первой любви, в которой Филип сыграл одну из первых своих «звездных» ролей, выдвинувших его в ряд лучших исполнителей романтических героев. Появление фильма (как и ранее положенного в его основу романа Раймона Радиге) о страстном романе юного лицеиста и взрослой женщины вопреки фарисейской морали и обстоятельствам войны вызвало во Франции скандал. Возмущенные обыватели упрекали картину в излишнем эротизме, антипатриотичности и т.д. Но она имела рекордные кассовые сборы. Помимо замечательной игры Филипа и Прель фильм привлекает лиризмом и поэтичностью, тончайшим мастерством режиссера и оператора, которые тщательно воспроизводят обстановку и нравы эпохи первой мировой войны, великолепным монтажом… Премии международной кинокритики фильму и премия Ж.Филипу за лучшее исполнение мужской роли на I МКФ в Брюсселе (1947).

18 августа (суббота) в 15-00 и 17-00
ОПАСНЫЕ СВЯЗИ (Les Liaisons Dangereuses). Франция – Италия, 1959, 106 мин.
Реж. Роже Вадим. В ролях: Жанна Моро, Жерар Филип, Аннетт Вадим, Жан-Луи Трентиньян.
Едва ли не лучшая экранизация одноименного романа Шодерло де Лакло, хотя действие перенесено в конец 1950-х годов, а маркиза де Мертей и виконт де Вальмон стали семьей обычных французских буржуа. Известный своими любовными похождениями с первыми красавицами Франции, Р.Вадим создал подлинный шедевр о тщетности жизни ради секса... Жерар Филип и Жанна Моро блистательно воплотили на экране образы распущенных героев светских будуаров, ведущих опасную любовную игру, переходящую в настоящий поединок, оружием в котором служат обаяние и умение обольщать.
У супружеской пары, ищущей в жизни острых ощущений, лишь одно табу: никогда не влюбляться в объекты сексуальных опытов! Но вот однажды на лыжном курорте...

19 августа (воскресенье) в 15-00 и 17-00 
БОЛЬШИЕ МАНЕВРЫ (Les Grandes manoeuvres). Франция, Италия, 1955, 110 мин.
Реж. Рене Клер. В ролях: Жерар Филип, Мишель Морган, Ив Робер, Брижитт Бардо.
История Дон Жуана, ставшего жертвой собственной любовной игры, послужила поводом для создания этой изящной драматической комедии из жизни провинциального городка начала ХХ века, где все элементы – замысел, композиция, едва уловимые переходы от комедии к драме, стиль актерской игры напоминают эпоху французского классицизма. «Шедевром вкуса и ума» была названа картина после премьеры. 

22 августа (среда) в 15-00 и 18-30
СОЛЯРИС. СССР, 1972, 169 мин.
Реж. Андрей Тарковский. Комп. Эдуард Артемьев. В ролях: Наталья Бондарчук, Донатас Банионис, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько, Анатолий Солоницын.
Пронизанная сложными изобразительными метафорами фантастическая драма по оригинально трактованному роману Станислава Лема (1961) о некоей космической экспедиции по изучению неизвестной формы разумной жизни – Мыслящего океана – на планете Солярис. Увлеченный научно-«мистическим» антуражем первоисточника, Тарковский вложил в нее иной смысл. Его творение – не только об Океане Неведомого, ожидающего человечество в процессе познания, существования вообще. Готовы ли мы к контактам с внеземным Разумом? Не слишком ли много о себе возомнили, считая себя венцом творения, а так ли это? Философия здесь подменена экологией, заветом любить друг друга. Проведя своего героя по пути очищения и обращения к первоосновам жизни, классик советского кино снял фильм о необходимости оставаться человеком в любых условиях, фильм-признание в любви к родному дому-Земле и, в частности, к Искусству. Библиотека на космической станции – разве это не метафора всей культуры, которая была создана человечеством за многие века и необходима ему, как всеобщая память о прошлом, как подлинный идеал?! Искусство – это истинное зеркало, в котором человеческая цивилизация постигает свою суть, собственное предназначение. Большой приз жюри, приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) на Канском МКФ; приз на XXVIII МКФ в Карловых Варах (1972); Приз за лучшее исполнение женской роли Н.Бондарчук на XI МКФ в Панаме (1973).

24 августа (пятница) в 15-00 и 18-30
ПЕРСОНА (Persona). Швеция, 1966, 85 мин. 
Реж. Ингмар Бергман. В ролях: Лив Ульман, Биби Андерсон, Гуннар Бьёрнстранд, Маргаретта Крок,  Ёрген Линдстрём.  
Психологическая драма, в которой выражен в максимально сжатой, концентрированной, лаконичной форме практически весь комплекс идей, внутренних переживаний, навязчивых желаний большого художника, который испытывает боль и радость собственного существования, враждебность и гармонию окружающего мира. Одна из самых лучших, ключевых картин в обширном творчестве Бергмана, в которой отражён период трагического ощущения некоего разрыва между видимым и истинным. Герои не способны найти высший смысл, услышать «голос Бога», потому что за явлениями жизни уже не прозревают её сущности, не замечают Лица. Здесь истинное как бы поглощается видимым. Личина скрывает лицо. Вдруг замолчавшая знаменитая актриса (маска) «растворяет» в себе медсестру (душу). Но без души человек ничего не может постичь. Душа и маска вместе образуют персону – знаменитый кадр составлен из половинок двух лиц героинь. И эта персона есть Ничто. А мир персоны – иллюзия. Кстати, «Персону» можно рассматривать и в иной плоскости – взаимосвязи искусства и жизни. Жизнь (душа) в искусстве (маске) может умереть. Искусство не всегда способно сохранить живое дыхание жизни. Не случайно Бергман трижды в фильме специально подчёркивает призрачность и условность искусства, используя кадры с кинопроектором, как будто демонстрирующим «фильм в фильме»… Искусство – это только видимость по  сравнению с жизнью. «Золотые жуки» за лучшие фильм и женскую роль (Б.Андерсон).

25 августа (суббота) в 15-00 и 17-00
СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ (Notre-Dame de Paris). Италия – Франция, 1956, 115 мин.  
Реж. Жан Деланнуа. В ролях: Джина Лоллобриджида, Энтони Куин, Ален Кюни. 
Впечатляющая постановочным размахом, эффектными съемками и костюмами, накалом страстей история безнадежной любви урода-горбуна Квазимодо к красавице-цыганке, признанная едва ли не лучшей и наиболее достоверной экранизацией знаменитого романа Виктора Гюго. Страстная и яркая манера игры Д.Лоллобриджиды, точное попадание в образ Эсмиральды обернулись лучшим, по мнению многих кинокритиков, его экранным воплощением. 

26 августа (воскресенье) в 15-00 и 17-00                                                                                                                                       
ЧУЖИЕ ЖЕНЫ (Pot-Bouille). Франция, Италия, 1957, 115 мин.
Реж. Жюльен Дювивье. В гл. ролях – Жерар Филип, Дани Каррель, Анук Эме, Даниэль Дарьё.
Ретро-драма по роману Эмиля Золя "Накипь" о судьбе предприимчивого, умного, циничного и обезоруживающе обаятельном провинциале, приезжающем в Париж, чтобы сделать карьеру в торговле. Вскоре его нарекают поэтом дамской одежды, а быстрое продвижение по службе он успешно сочетает с «коллекционированием» женщин, преимущественно замужних, с легкостью соблазняя одну за другой… Жерар Филип – и тех редких людей кто, став легендой при жизни, легендой навсегда и останется. Его называли первым любовником поколения, национальным достоянием Франции и главным романтическим героем мирового кино. На протяжении полувека после его смерти мало кто из актеров заслужил подобный набор восторженных (и справедливых) эпитетов. Как и всегда, в этом фильме Филип окружен бесподобными партнершами — Даниэль Дарье, Анук Эме, Дани Карель…

29 августа (среда) в 15-00 и 18-30
ЛЮБОВНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ БЛОНДИНКИ (Lasky Jedne Plavovlasky). 
Чехословакия, 1965, ч/б, 85 мин. 
Сцен. Милош Форман, Ярослав Папусек, Иван Пассер. Реж. Милош Форман. Комп. Евжен Иллин. В ролях: Гана Брейхова, Владимир Пухолт, Владимир Меншик, Иван Кейл, Иржи Грубы.
Трогательная трагикомедия о том, как девушке из маленького городка очень хочется принять случайную связь с музыкантом из Праги за «любовь до гроба». Он и не подозревает, что мимолетная интрижка обернется нежданной гостьей на пороге столичной квартиры…  Образцовый фильм чешской новой волны, хорошо усвоившей уроки французского –  натурные съемки, непрофессиональные актеры, "непреднамеренная" камера. Юмор Формана становится тут глубже и агрессивнее и явно нацелен на старшее поколение. Фильм имел грандиозный успех как на родине (за 5 месяцев проката его посмотрела половина населения Чехословакии – 6 млн. человек), так и за рубежом. Номинации на «Оскар» и «Золотого Льва» на МКФ в Венеция; Премия «Бодиль» за лучший европейский фильм (Дания); Приз «Юсси» лучшему иностранному режиссеру (Финляндия, 1986).

31 августа (пятница) в 15-00 и 18-30
САМАЯ КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА МИРА (La donna più bella del mondo). 
Италия – Франция, 1955, 107 мин.
Реж. Роберт З.Леонард. В гл. ролях – Джина Лоллобриджида и Витторио Гасманн.
Музыкальная биографическая ретро-мелодрама о судьбе знаменитой итальянской оперной певицы начала ХХ века Лины Кавальери и её счастливой любви к русскому князю Барятинскому, где Д.Лоллобриджида с успехом продемонстрировала разные грани своего таланта, самостоятельно исполнив все песни и арию из оперы Дж. Пуччини «Тоска». Её роль в этом фильме отмечена престижной итальянской кинопремией «Давид ди Донателло» в номинации «лучшая актриса».

01 сентября (суббота) в 14-00 и 17-00
СТАЛКЕР. СССР, 1979, 163 мин.
Реж. Андрей Тарковский. В ролях: Александр Кайдановский, Алиса Фрейндлих, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Наташа Абрамова.
Философская притча по мотивам фантастической повести «Пикник у обочины» Аркадия и Бориса Стругацких, сочетающая простоту формы со сложностью и глубиной мысли. За внешним сюжетом – путешествием в Зону, где есть волшебная комната – место исполнения всех желаний, обнаруживается метафорический подтекст: поиски счастья – это поиски веры! В мучительных попытках самоанализа постановщик сосредотачивает внимание на образе сталкера (проводника), терзаемого поисками абсолютной истины, выхода из тупика, за которым оказывается лишь вера в возможность чуда. Картина впечатляет своеобразной стилистикой – оригинальным использованием цвета (с преобладанием темных тонов в первой части и ярких, насыщенных в эпизодах в Зоне); использованием воды (как символа жизни) в большинстве эпизодов; длинными планами и т.д. Лучшая роль А.Кайдановского в кино. При тираже в 193 копии фильм собрал в советском кинопрокате 4,3 млн. зрителей. Приз экуменического жюри на МКФ в Каннах (1980); особое упоминание жюри зрителей на МКФ в Порту (1983).    

02 сентября (воскресенье) в 15-00 и 17-00
ЗЕРКАЛО.  СССР, 1974,  107 мин.
Реж. Андрей Тарковский. В ролях: Маргарита Терехова, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алла Демидова, Юрий Назаров, Олег Янковский.
Предельно напряженный по эмоциональному накалу фильм-исповедь, построенный на автобиографическом материале и наиболее полно выражающий личность А.Тарковского. Свободный, ассоциативный поток воспоминаний и размышлений героя о детстве, зрелом возрасте, родителях, семье развернут в контексте истории. Фильм состоит из 32 эпизодов-микроновелл, причем прошлое и настоящее прослаиваются видениями и снами главного героя – Алексея. Одним из главных смысловых центров картины является образ матери, который для героя сливается с образом любимой женщины. Не случайно две эти роли – жены и матери – исполняет одна актриса. Поэтика фильма основывается не столько на сюжетно-смысловых связях, сколько на пластических, поэтических образах. «В «Зеркале» мы рассказали как бы сугубо личную историю,– говорил А.Тарковский, – ведь речь шла о глубоко изначальных, непреходящих человеческих чувствах. :Но мы надеялись – зритель не должен остаться к ней равнодушным, потому что она пронизана духом своего времени». При тираже всего 84 копии фильм собрал в советском кинопрокате 2,2.млн. зрителей. Премия «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм года в Италии (1980; по итогам опроса ФИПРЕССИ включен в список 100 лучших фильмов мира (1995).