Нацыянальны гістарычны музей Рэспублікі Беларусь



«КОШТ ПЕРАМОГІ» Спецыяльная рэтрапраграма да 75-годдзя Вялікай Перамогі сіл антыгітлераўскай кааліцыі ў Другой сусветнай вайне

  • 18.04.2020

«КОШТ ПЕРАМОГІ»

Спецыяльная рэтрапраграма да 75-годдзя Вялікай Перамогі сіл антыгітлераўскай кааліцыі ў Другой сусветнай вайне

22 апреля (среда) в 15-00 и 18-30

«ВЕСТЕРПЛАТТЕ» (Westerplatte). Польша, 1967, ч/б, 92 мин.

Реж. Станислав Ружевич. В ролях: Зигмунт Хюбнер, Юзеф Новак, Аркадиуш Базак, Тадеуш Плуцинский, Роман Вильгельми.

Военная историческая драма об одной из героических страниц истории Польши – подвиге легендарных защитников плацдарма Вестерплатте, где в сентябре 1939 года прогремели первые выстрелы Второй мировой войны. В фильме представлено столкновение двух нравственных позиций: сдаться во избежание ненужного кровопролития или же сражаться до последнего патрона. Серебряная премия V Московского МКФ (1967); Премия польской кинокритики (1968).

24 апреля (пятница) в 15-00 и 18-30

«БИТВА ЗА БРИТАНИЮ» (The battle of Britain). Великобритания, 1969, 132 мин.

Реж. Гай Хэмилтон. В ролях: Гарри Эндрюс, Майкл Кейн, Тревор Ховард, Курд Юргенс, Иэн Макшейн, Кеннет Мор, Лоуренс Оливье.

Масштабная военная кинодрама, экранизация произведения Д. Демпстера и Д. Вуда о величайшем авиационном сражении Второй мировой войны, продолжавшемся с августа 1940 г. по май 1941 года. Главным достоинством фильма являются эффектные съемки воздушных боев и соответствующие спецэффекты, которые выполнены весьма реалистично и осуществлялись еще без использования компьютерной графики.

29 апреля (среда) в 15-00 и 18-30

«ИДИ И СМОТРИ». СССР (“Беларусьфильм” - “Мосфильм”), 1985, 145 мин.

Сцен. Алесь Адамович, Элем Климов. Реж. Элем Климов. Комп. Олег Янченко. В ролях: Алексей Кравченко, Ольга Миронова, Любомирас Лауцявичюс, Владас Багдонас, Юри Лумисте, Виктор Лоренц, Евгений Тиличеев, Александр Берда, Василий Домрачёв, Евгений Крыжановский, Анатолий Сливников, Татьяна Шестакова.

Народная трагедия, действие которой разворачивается на территории Беларуси в 1943 году. В центре сюжета – белорусский подросток, который становится свидетелем ужасов карательной акции фашистов, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного ребёнка в изуродованного старика. Редчайший даже в мировом кино случай, когда авторский замысел реализовался в готовом фильме на 99%. Как задумано, так и снято! Восемь лет классик национальной литературы Алесь Адамович с разделившим его мировоззренческие и творческие устремления знаменитым российским режиссером пробивали свой программно антивоенный киносценарий «Убейте Гитлера!» (т.е. убейте источник войны) на экран. Что в результате? Мировое признание, статус (по мнению ведущих киноведов планеты) производящего самое сильное эмоциональное впечатление фильма о войне из ему подобных, без малого 29 млн. зрителей за первые 15 месяцев демонстрации только на территории СССР. «Золотой приз» и приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) на XIV Московском МКФ (1985); Гран-при «Золотая пластина» Э. Климову на XXV МКФ неореалистического кино в г. Авеллино (Италия, 1985);

Гран-при по разделу «новый фильм» на I МКФ в г.Троя (Португалия, 1985); Главный специальный приз жюри фильму, приз А.Родионову и В.Петрову «за изобразительное решение фильма» на XIX ВКФ в г.Алма-Ата (1986); Гран-при «за лучший фильм среди работ неиспаноязычных стран» и приз «за лучшее музыкальное оформление фильма» на I МКФ в г.Асунсьон (Парагвай. 1990).

6 мая (среда) в 15-00 и 18-30

«БИТВА НА РЕЛЬСАХ» (La bataille du rail). Франция, 1946, 85 мин.

Реж. Рене Клеман. В ролях: Шарль Буайе, Люсьен Десано, Марсель Барно.

Художественно-документальная драма о борьбе французских железнодорожников против фашистских оккупантов. Три подлинных эпизода движения Сопративления воспроизведены на экране с предельной достоверностью, в хроникальной стилистике. Международный приз жюри, приз французского синдиката кинокритиков за лучший фильм, приз за лучшую режиссуруна І МКФ в Канне (1946).

7 мая (четверг) в 15-00 и 18-30

«САМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ» (The Longest Day). США, 1962, ч/б, 178 мин.

Реж. Эндрю Мартон, Кен Эннакин, Бернхард Викки. В ролях: Джон Уэйн, Роберт Митче, Генри Фонда, Роберт Райан, Ричард Бёртон.

Масштабная и изобразительно правдивая военная драма по одноименному историческому роману (1959) Корнелиуса Райана о событиях 6 июня 1944 года, когда близ французского городка Сент-Мер-Эглизв рамках операции «Оверлорд» высадился американский десант, отрылся «второй фронт». Автор книги собрал обширный документальный материал путем опроса очевидцев событий, большинство основных персонажей имеют реальные прототипы. Там, где это было возможно, съёмки проводились в исторических местах и при максимально приближенной к описываемой в книге погоде. Сценарий на основе романа был создан писателем и ветераном Второй мировой войны Роменом Гари. Достаточно уникальным для фильмов о войне 1960-х стало то, что немецкие и французские персонажи говорили и были озвучены на своих родных языках (с использованием субтитров для перевода). Поэтому (а также по соображениям экономии времени) над фильмом параллельно работало несколько режиссёров. Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм (1962); «Оскары» за лучшую чёрно-белую операторскую работу и лучшие спецэффекты (1963); «Золотой глобус» за лучшую черно-белую операторскую работу (1963).

8 мая (пятница) в 15-00 и 18-30

«ОТЕЦ СОЛДАТА». СССР (“Грузияфильм»), 1964, ч/б, 92 мин.

Реж. Резо Чхеидзе. В ролях: Серго Закариадзе, Владимир Привальцев, Александр Назаров, Александр Лебедев.

Драма грузинского крестьянина-виноградаря, который в поисках сына доходит по дорогам войны до самого Берлина. Судьба главного героя обнажает всю противоестественность войны сути человека-труженика, человека-созидателя. Картина, которую в кинопрессе назвали «Балладой об отце солдата», пронизана высокой поэзией и правдой, подлинной народностью и гуманизмом. Образ, созданный актером С. Закариадзе, стал одним из самых высоких достижений советского актерского искусства в кино. Премия за лучшую мужскую роль на IV МКФ в Москве (1965); приз на II МКФ в Риме (1966).